Вы когда–нибудь задумывались, как люди жили давным–давно? Как они получали свет и воду и какие инструменты использовали для письма?
В стихотворении « Вчера и сегодня » детский писатель Самуил Маршак описывает, как газовая лампа, свеча, коромысло (или переносная удочка) доярки и чернильница с пером раздражаются, когда видят, что им на смену приходят современные инструменты, а прочитать другие Стихи Маршака вы сможете по ссылке. Они чувствуют себя брошенными своими хозяевами (людьми, которые живут в доме). Беседуя в темном углу, они спрашивают, как можно доверять электрической лампочке, водопроводным трубам и пишущей машинке делать свою работу. Но они ошибаются, и отныне люди будут пользоваться этими новыми изобретениями.
Когда было написано стихотворение?
Стихотворение было написано на русском языке в 1925 году. Его первыми читателями стали дети, родившиеся примерно в 1917 году – году русской революции, когда были свергнуты царская власть и старые порядки. Советское государство во главе с большевиками (радикальной социалистической партией) утверждало, что они построят новое и справедливое общество. На самом деле многие люди пострадали и почувствовали себя несчастными в результате изменений.
В то же время государство уделяло серьезное внимание воспитанию и развлечению детей, стремясь воспитать поколение советских людей, верных стране и новой коммунистической идеологии. Многие из лучших писателей и иллюстраторов России получили заказ на создание детских книг о ярком новом мире для новых советских детей.
Изображения и буквы работают вместе
Над книгой работали вместе Маршак и иллюстратор Владимир Лебедев. В результате изображения и буквы (или типографика) тщательно расположены в дизайне страницы. Можете ли вы определить, сколько шрифтов используется? Когда Маршак переделал стихотворение для более поздних изданий, лебедевские иллюстрации не подошли и были созданы новые картинки.
советские детские книги
Язык образов всегда был очень важен для человека. Изображения могут помочь людям научиться читать и писать, но их также можно использовать для передачи простых сообщений и возбуждения эмоций. Египетские пирамиды, религиозные картины или пропагандистские плакаты очень похожи в том, как они воздействуют на своих зрителей.
Раннее советское государство было настроено продвигать коммунистическое видение будущего, в него верили и многие талантливые художники. Именно поэтому они с удовольствием сотрудничали с государственными издательствами и создавали книги для детей, где могли экспериментировать со своими радикальными футуристическими представлениями об изображениях, типографике и связях между картинками и словами. Однако задача вырастить сильных граждан и молодых коммунистов не ладилась с экспериментами. Для экспериментов нужна свобода мысли, а коммунистическая идеология при Сталине ее ограничивала. Золотой век советской детской книги длился недолго.